В отличие от котильона, французская кадриль — танец был обязательной частью российского бального репертуара. Кадриль и ее разновидности уже в конце XVIII в.крепко держалась в разных пластах сложной и разнообразной русской культуры, а описания этого танца как активного репертуарного элемента, сохраняются до начала ХХ в.
Кадриль — танец, в котором есть один принцип — это обязательное участие группы пар, стоящих друг напротив друга, и во время танца обмениваться партнерами, выполняя соответствующие правила и нужное количество фигур. Именно поэтому кадрили практически везде описываются как разновидность контрданса.
В России первой половины XIX в., как убеждают нас танцевальные пособия, были весьма распространены многочисленные разновидности кадрили — русской, польской, немецкой, английской, а также – общая кадриль. Была популярна кадриль со звездой, кадриль с променадом и т.п. Они отличались друг от друга качеством шагов в фигурах танца, количеством фигур, наличием или отсутствием музыкальных вступлений перед началом, и после непосредственных танцевальных фигур. Авторы пособий поучают читателей подробными рекомендациями по очень правильной нюансировке определенной разновидности кадрили, информируют о новых тенденциях в сочетании фигур, предоставляют многочисленные практические советы по простейшему усвоению, особенно эффектных па.
Среди многих кадрилей во времена М. Глинки французская кадриль считалась особым видом контрданса, которая имеют свои закономерности. Л. Петровский, пытаясь дать описание этому танцу, невольно отступает от соответствующего тона и содержания, прибегая к обширной полемике по поводу того, что именно этот танец привлекает Русских гораздо больше, дойдет Кадриль может теперь содержать элементы национальных танцев, но количество фигур сохраняется постоянным порядком.
Вполне очевидно, что при сохранившейся последовательности фигур, возникает ассоциация именно с французской кадрилью, разновидностью контрданса, была естественной, неизбежной и понятной для всех. Но удивительно, что именно кадриль вышла за пределы «салонных» танцев, окрасилась глубоко русскими национальными традициями и зажила «народной» жизнью.
Что касается Котильона, к разновидности которого, как говорят специалисты, относится кадриль, то он благополучно вошёл в историю отечественного бального танца. А вот кадриль – жива и до сих пор.