Характерный танец – это танец, который переработали хореографы, взяв за основу народный танец. То есть, это явление от народного танца, в принципе, неотделимо. Здесь очень важна стройная система тренировки и определённых правил. На данный момент в сценическом танце появился ряд новых приемов, пришли какие-то определенные движения, а другие взамен стали использовать значительно реже, то есть происходит закономерный постепенный прогресс.
Долгое время не существовало системы специальной подготовки для характерного танца. Лишь в 90-годах 19 в. педагог Петербуржской балетной школы О.Ширяев по собственной инициативе предпринял попытку создания характерного экзерсиса. Эти уроки позже ввели в двух старших классах балетной школы, однако на характерное тренировки смотрели, как на предмет не первоочередной.
В Москве в 1905 году артисты балетной труппы упорно ходатайствовали о введении уроков характерного танца, но эта их просьба, в конце — концов, так и осталась без ответа. И только в 20-х годах прошлого века эту дисциплину включили в программу хореографических училищ.
В 1939 году Лопухов вместе с О.Ширяевим и О.Бочаровим написал учебник «Основы характерного танца», который стал первым в мире методической указанием по данному предмету. Авторы изложили в нем стройную и проверенную опытом систему тренировки, которая отмечалась логической последовательностью упражнений, и целесообразным подбором движений.
В исходном значении Характерному танцу присуще наибольшее количество характеристических черт, как элементов жанрового, бытового образа. Ведь он исходит из русского народного танца и с ним неразрывно связан. После реформ значение его стало меняться, а в 19 в. этот термин стали применять к сценическим обработкам народных танцев. Процесс этот достиг апогея в 30-50 годах 19 века, в пору романтического балета, например в спектаклях Ж.Перро, в которых уделялось большое внимание национальному колориту. Постепенно вырисовывалась академическая форма отдельных национальных танцев. В отличие от танца народного, в основе танца характерного лежат приемы профессиональной классической танцевальной системы.
С тех пор сложилось то понимание термина «характерный танец», которое сохранилось и по сей день: это или национальный танец, или танец бытовой. В основном в наше время это народный танец, поставленный хореографами для сцены, и популярность его в наше время достаточно велика, впрочем, как и разновидности.