Русская пляска, которая в течение многих столетий изменялась и развивалась, послужила базой для создания всеми признанного мирового танцевального искусства – русского балета.
Первые попытки создания русского балетного театра были в семнадцатом веке, когда в России наблюдался экономический и культурный подъем. В это время расширялись международные связи, и возрастал интерес населения к различным музыкальным сценическим мероприятиям. Поэтому правящие классы того времени попытались создать балетный театр. Немалую роль в таком желании играло то, что искусство балета позволяет донести сценическое действо без слов. Язык музыки и танцевальных движений доступен и понятен каждому зрителю.
Особенности первых балетных постановок
Первый поставленный русский балет назывался «Балет об Орфее и Эвридике». Он был представлен на суд зрителей 8 февраля 1673 года. Премьера состоялась в подмосковном селе «Преображенском» и на нее был приглашена семья царя Алексея Михайловича в полном составе и его придворные.
Особенности первой балетной постановки заключались в следующем:
- Наличии отдельных танцевальных миниатюр;
- Использования частей с пантомимой;
- Использование сценической речи для акцентирования отдельных эпизодов;
- Сопровождение всех сцен спектакля пением.
Речь из балетных спектаклей в Росси была изъята постановщиками только в восемнадцатом веке.
Первые балетные спектакли ставились на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича. После его смерти они прекратились и были забыты на длительное время.
Только через полвека появляются исторические сведения о новых балетных постановках. Причем балетные спектакли стали возрождаться и их участниками все чаще становились русские танцоры, которые внесли элемент народности в сами постановки.
В 18 веке балет начал свое развитие как часть оперы, которая в это время переживала расцвет. Танцевальные эпизоды, включенные в оперные спектакли, делали их более зрелищными. И только вначале шестидесятых годов восемнадцатого века русский балет стал отдельным жанром. Но еще долго балетные представления состояли из балетных эпизодических постановок.
Балетная техника мало чем отличалась от обычного сценического танца. Основой любой постановки являлся менуэт. Но, тем не менее, это был новый виток развития удивительно красивого искусства. По всей стране стали открываться балетные классы для девочек и разрабатываться специальные учебные программы.