В 1845-ом из Парижа очень модный танцовщик императорской Питерской труппы Николай Гольц привёз польку. Сперва он поставил польку на сцене, а потом полка полюбилась всем, и скоро её танцевала вся Россия. А потом она стала считаться почти русским танцем. Как же её танцевали?
Кавалер лицом напротив своей партнерши. Он должен поддерживать ее, положив правую руку вдоль талии. Рука, протянутая с этой целью — единственная часть тела, которая в определенной степени напряженная; зато все движения пары выражают самозабвения, гибкость и максимальную легкость.
Левая рука также поддерживает даму, протянута от тела, при этом она не слишком выпрямлена, не слишком согнута, что казалось бы искусственным в первом случае, и было неудобным во втором.
Кавалер должен держать даму не слишком близко, не слишком отстраненно. Чрезмерное сближение противоречит грации и приличиям, а слишком большое расстояние, если и не сделает невыполнимым, но очень усложнит повороты и передвижения, которые в значительной степени формируют сам танец. Соответственно, расстояние в паре кавалер определяет по своему вкусу.
Дама держит правую руку в левой руке партнера и правую на его плече. Голова удерживается в своем естественном положении, равно избегая чрезмерного подъема или наклона, поворота вправо или влево, обычное простое содержание, которое одинаково подходит польке, вальсам и другим танцам, о которых мы помним. Только кавалер должен решать, и направлять пару в ту или иную часть залы, определять начало и конец передвижения. Дама считается тем лучше танцовщицей, чем с большим доверием и самозабвением подвергается каждому импульсу ее партнера.
Полька танцуется в довольно медленном темпе (104 такта в минуту) на две четверти. Она имеет много собственных фигур, которые разнообразят танец и которые танцовщик легко усвоит. Он во всех смыслах кружит свою партнершу, когда справа, когда слева, отступает назад, продвигается вперед, по прямой линии, даже в случаях, когда зал переполнен, и пространство для пар весьма ограничено, кавалер должен делать фигуры, вращаться на месте.
Сначала польку танцевало только аристократическое общество, а потом полька, так же, как и кадриль, проникла в народ, и он внёс в этот танец свой, но с чем несравнимый колорит, добавив свои, привычные приёмы танца. Теперь польку танцуют на всех народных вечёрках в клубах любителей русского танца.