Мир танца создавался тысячелетиями и по праву называется культурным наследием каждого народа. В танце находили свое отражение мечты и чаяния человека, его внутренний мир, религиозные верования. Хороводы, игры, наигрыши издавна символизировали традиции и культуру, уклад и обычаи.
Интерес ученых вызвала почти исчезнувшая танцевальная культура древнейшего народа адыгов, одной из народностей черкесов, которых в свое время массово переселяли в Турцию. Тысячи эмигрантов, столкнувшись вдали от родины с непреодолимыми трудностями, потерялись в чужой среде, растеряли традиции и обычаи. Тем ценнее становятся исторические, этнографические и музыкальные исследования ученых, для которых восстановление художественного наследия явится исправлением исторической катастрофы.
Впервые были изучены регионы, где осели адыги. Их оказалось семь:
- Узун-Яйля (Центральная Анатолия)2. Эскишехир (Центральная Анатолия)
3. Дюздже-Адапазар (Мраморная)
4. Чанаккале-Балыкесир (Мраморная)
5. Гёнен-Маняс (Мраморная)
6. Самсун (Черноморская)
7. Кахраманмараш (Южная Анатолия).
Исследование искусства этих регионов выявило, что музыкальные инструменты не претерпели заметных изменений, но есть различие в исполнении танцев, которые имеют четыре разновидности.
Это медленный танец, умеренный танец, быстрый танец на пальцах ног и просто быстрый танец. При этом эмоциональность танца очень глубока и сочетает действие и покой, открытость, внутреннюю свободу, осознание себя в этом мире и тут же внимание к окружающему. Танцы турецких адыгов неуловимо повторяет черкесские наигрыши и мотивы, но при этом присутствует некоторая разобщенность в исполнении, что можно объяснить оторванностью от исторической родины.
Но феномен адыгской культуры состоит в том, что несмотря на утерю многих культурных ценностей, фольклор и мифология народа дошли до нашего времени почти неизменными.
Адыгские танцы несут в себе ритуальное начало. Наряду с этим присутствует театральная импровизация и пантомима. Танцы в старинных традициях, про-прежнему являясь любимым развлечением, исполняются на свадьбах, семейных и общественных праздниках, отражают исторические и религиозные события.
Результатом явилось появление новой культуры, которую можно квалифицировать как самостоятельную в единой черкесской культуре и искусстве. Искусство… оно ведь вечно.