В старину в российской глубинке парни и девушки обучались пляскам с малых лет. Ведь став взрослым каждый должен был суметь выразить свою индивидуальность в танце на различных праздничных и обрядовых мероприятиях.
Маленькие дети всегда наблюдали за плясками старших и старались повторить все их движения. С возрастом мастерство оттачивалось. И в каждый элемент танцоры стремились внести новое оригинальное движения. Переплясать друг друга – старая добрая народная традиция, которая в полной степени сохранилась и в постановках современных народных танцев.
Правила русской пляски
Несмотря на широкую возможность импровизации, русская пляска должна была всегда соответствовать определенным правилам.
В танце предусмотрено использование три характерных приема:
- Специальный шаг;
- Притопывания;
- Коленца;
- Присядка;
- Верчение.
В начале пляски обязательно должен быть торжественный выход танцора подчеркивающий:
- Задор и удаль парня;
- Изысканную красоту и грацию девушки.
После выхода перед началом танцевальных движений исполнитель должен остановиться, выпрямиться, гордо закинув голову и упереть руки в бока. За тем начинается сама пляска, наполненная импровизацией и движениями строго в такт музыке.
Самым красивым элементом пляски является шаг. Он в плясках представлен в огромном разнообразии и предполагает различные повороты, приседания, наклоны. Его разновидностью являются дробушки, которые представляют собой быстрое перебирание ногами на одном месте. Шаг в женской пляске всегда выполнялся кокетливо, с покачиванием бедер. Частым элементом, используемых в русских плясках, являются хлопанье в ладоши в такт музыке.
Кроме импровизационных плясок, которые отличаются эмоциональностью и задором, в русском танцевальном искусстве выделены отдельно последовательные пляски, которые отличаются небольшим количеством фигур, выполняемых в определенной последовательности. Среди них особенно популярным танцем является русская кадриль.
Пляски классифицируются по ритму. Они бывают:
- Быстрыми;
- Медленными;
- С ускорением темпа.
Очень часто в былые времена к пляскам относились как к соревнованию. Они часто устраивались на ярмарках, где необходимо было плясать «до упаду». То есть до тех пор, пока с ног не валился первый танцор.
Зрелищные, насыщенные эмоциями и юмором русские пляски, вряд ли кого оставят равнодушными. Они не просто знакомят с широкой и глубокой душой русского народа, но и заряжают позитивом.