Если красочно дополнить хоровод сюжетной основой и совместить его с музыкальным сопровождением, то перед нами предстанет законченное представление. Народная хореография традиционная по определению, а потому все процессы какого- либо формирования приобретают в ней характеры, принципиально отличные от тех видов искусства, в которых обновление проявляется в тенденциях модернистского, постмодернистского, авангардистского характера.
В частности, пути любого обновления, например, женского танца в русской народной хореографии следует искать в осмыслении его философии, раскрытии содержания глубинных пластов художественной образности. Если упомянутые течения обновляют искусство, разрушая сложившиеся традиции, то в народной хореографии сущность обновления заключается в процессах противоположного содержания, то есть, — в укреплении традиционного путем раскрытия наиболее актуальных для современности его граней.
Таким образом, именно в хороводах, музыкальных играх, развлечениях, закладывались основы первоначального народного драматического искусства, так как формировались глубокие процессы, которые обычно проявляют себя в творчестве, традиции, которые в дальнейшем перешли в народный театр.
Хороводы встречаются в балетах и операх, как элементы народных обрядов (опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Утопленница» М. Лысенко и др.). Широко используются хороводы и на сцене драматических театров, они вводятся в театральное действие, как этнографические элементы спектакля, и часто составляют органическую часть развития драматического действия (хоровод «Король» в пьесе «Невольник» М. Кропивницкого).
Мелодический материал хороводных песен встречается в детской опере: Н. Лысенко «Зима и Весна», а также в балетах «Пан Каневской» М. Вериковского и др. Чудесные народные мелодии хороводов звучат в симфонии № 2 Л. Ревуцкого, в «Веснянка» М. Вериковского, в сюите «Колхозный праздник» В. Нахабина и другие.
Многие хороводные песни использованы в инструментальной музыке русских композиторов (Первый фортепианный концерт и вторая симфония П. Чайковского и т.д.). Композиторы и хореографы создают также оригинальные хороводы. Ряд выдающихся хороводов на современную тематику написал Г. Веревка («Величальная» и «Урожайная праздничная» на слова М. Стельмаха, «Хоровод дружбы» на слова Т. Масенко).