Культура Японии своеобразна, и непохожа на все то, что привыкли созерцать обычные люди. Причиной тому, долгая отрешенность острова от окружающего мира. Это позволило стране создать собственные обычаи исходя лишь из представлений и верований коренных жителей. Поэтому японский народный танец является уникальным действием, и чтобы понять его, следует окунуться в историю его появления и развития.
Страна восходящего солнца делит все танцы на две большие группы.
1. Первая это «одори», возникшая в столь давние времена, что письменных свидетельств с того времени не осталось. В движениях танца актеры рассказывают об обычной жизни людей, а также о сущности природы.
2. Ко второй группе относят танцы под названием «май». Они немного младше своих предшественников, но тем не менее, столь же популярны. Изначально они выполняли ритуальную роль, но со временем вплелись и в культурную жизнь Японии.
Первые истории о появлении танцев
Японская культура не привыкла отделять мифы от реальных историй, для нее сочетание магических рассказов и фактов вполне обыденное явление.
Так, если верить легендам, то первым танцем стало выступление богини Амэ-но Удзумэ. Суть рассказа в том, что божество солнца Аматэрасу Омиками скрылось в каменном гроте от глаз людей, что привело к кромешной тьме. Дабы спасти землю, остальные божества японского пантеона придумали хитрый план, а именно выманить Аматэрасу диким танцем.
План сработал, и мир увидел не только солнечный свет, но и божественное действие – танец. В дальнейшем традиции и движения передавались от одной служительницы храма, к другой покуда не распространился по всей Японии. А имя этому танцу – кагура. Пускай в дальнейшем он подвергся многим изменениям, но именно этот обряд стал прародителем большинства танцев одори.
Влияние соседей с Азии
Хотя остров и огражден океаном от многих стран, некоторое влияние со стороны ближних соседей все же было. Так в VII веке император решил привить своим поданным любовь к музыкальным танцам и постановкам. Прототипом стали корейские народные танцы, которые впоследствии быстро влились в культурную среду Японии.
Немало движений и обычаев позаимствовали и у Китая, известного своими театральными постановками. Именно благодаря этому сотрудничеству в арсенале японских актеров появились яркие костюмы, маски и акробатические движения.
Столь плотный культурный союз с материком породил на свет такие формы танцев как:
- тока – скромные танцы, смешанные с песнопением;
- сангаку – выступления связанные с акробатическими трюками;
- дэнгаку – постановки для глаз придворных;
- фурю-одори – действие, в котором актеры облачались в элегантные костюмы.
Помимо этого, существовало еще множество второстепенных течений. Так, одни были созданы исключительно для мальчиков, вторые только для девочек. По мере развития танцевальной культуры подобных разделений появлялось все больше, что сделало ее более разнообразной.
Появление театра Но и Кегэн
С течением лет, танец «май» перестал быть сугубо ритуальным обрядом, и влился в обыденную жизнь японцев. Наиболее успешными стали постановки сыгранные театрами Но и Кегэн, которые были открыты в середине XIV веке и существуют по сей день.
Театр Но изначально проводил свои выступления исключительно для высшего общества. Все постановки были сделаны в драматической форме, что сильно выделяло его на фоне остальных театров. Благодаря глубоким темам «пьес», Но стал популярен среди самураев, что сильно укрепило его репутацию.
В отличие от Но, Кегэн был пристанищем для всех желающих. На его выступлениях присутствовали как богатые купцы, так и простые ремесленники. Тематика носила комедийный характер, веселя толпу и создавая зрелище. Актером в Кегэн мог стать практически каждый, кто был способен вызвать улыбку на лице зрителя.
Особое значение символики в танце
Учитывая тот факт, что изначально все постановки были ритуальными обрядами, неудивительно, что особой силой обладают предметы, используемые в них. Одни несут мистический характер, иные должны подталкивать зрителя на определенные мысли.
Так, одним и из самых популярных предметов в танце является веер. Он символизирует счастье и благополучие, к тому же он придавал особого шарма все актерам. Использование ветки сакуры служило символом весны, и означало то, что постановка происходит именно в этот период.
Маски также часто применяли в постановках, что сделало японский народный танец весьма интригующим. Боле того, некоторые обряды запрещено проводить без них, иначе есть вероятность прогневать божество.
В заключение
Возможно, понять японский танец получиться не каждому, ведь помимо знания о культуре страны, нужно уметь сопереживать эмоциям танцора. Но, это не отменяет того факта, что увидеть его стоит каждому. Так как это поистине удивительное зрелище, способное зацепить за самую душу и надолго остаться в памяти.