Народная музыка – это общее музыкальное, вокальное и поэтическое наследие отдельного народа. Музыка – огромная составляющая фольклора. Она влияет на формирование всей культуры народа в целом. В 50-х годах двадцатого столетия впервые состоялась конференция, посвященная понятию «народная музыка». Представители разных стран, участвующие в конференции, смогли дать этому термину конкретное определение. Народная музыка определяется как производная музыкальных традиций народа, образованная под влиянием трех факторов: избирательность, вариантность, и непрерывность. Такая музыка является отрезком культуры, взятом на определенной территории в конкретный период времени. Используется эта музыка для урока народного танца, музыкальной истории. Разумеется, и для вольного прослушивания любителей.
История народной музыки
Музыкальные традиции разделяются на устные формы и записанные. Разумеется, только с появлением письменных обычаев начал происходить активный обмен культурами. До того существовали только песни, танцы и инструментальные жанры. Также плотно взаимодействует такая музыка с религией. Нередки случаи, когда народные песни становились частью духовной, религиозной культуры, и наоборот – религиозные песнопения оставались в традициях народа. Это взаимохождение породило между ними крепкую связь.
Композиционные приемы раскрытия композиции в народной музыке:
Чтобы полностью осветить содержание композиции в народной музыке используются такие приемы:
- многоголосие
- ритмика
- мелос
- ладозвукорядная система
- формы.
Интересно, что сами русские народные песенники не считали свою деятельность музыкой. В то время к музыке относили только инструментальные композиции. Для того чтобы понять русскую народную песню, стоит немного отойти в сторону от понятия «музыка».
Особенности русской народной песни
Итак, некоторые песни исполняются пением, некоторые – голосятся, третьи – плачутся, и еще существует множество вариантов исполнения. Это означает, что каждое исполнение являет собой некоторую конкретную задачу. И не всегда называется песней, хоть по звучанию похоже на нее. Например, общение с духами леса, призыв дождя, проводы всегда сопровождались некоторым звуковым оформлением, но не всегда и считались песнями, а скорее непосредственными действиями земного человека, имеющего глубокую связь с жизненной силой матери-природы и собственной интуицией.
Русская музыка для урока народного танца – это, прежде всего, общение. Ее необходимо впитывать в себя и проникаться ею. Бессмысленно оценивать ее с точки зрения выдающего таланта – лучше окунуться в глубину ее вокализации. Именно соприкосновение с русской народной песней без оценки и критики является ключом к пониманию ее явления. /Музыка для станка народного танца/ является не столько академическим искусством, сколько средством для познания души народа. К тому же, стоит помнить, что основой для русского народного танца всегда являются импровизация и чувствование.
Вокализация в русской народной песне
Все, что не попадает в категорию повседневного бытового общения, и иногда даже и то, что в нее попадает (как, например, частушка) – подвергается вокализации. Разумеется, такая обработка творчества не может быть статичной, заучиваться и повторяться многократно. Каждый раз от давних времен до сегодня русские народные песни поются исполнителями по-разному, в зависимости от их понимания, чувствования, осмысления и даже настроения. Русская народная культура служит для объединения в единое целое многонародной страны.