Какой он: народный танец на Кубани

11 Декабрь 2014

Если танец называется народным, историю возникновения его надо искать во времена возникновения этого народа. Во времена Екатерины II была основана казачья вольница на Кубани. Отдав землю под защиту своим подданным, Царица защитила её от набегов и создала кубанское казачество. Народный танец Кубани ведёт свою историю с тех давних времён.

История танца

p_6947326

Кубань стала вольной землёй под защитой казаков. Жили они семьями в куренях, но большую часть времени проводили в учебных сборах, где учились защищать свою землю от набегов. Первоначально танца не было. В своих станах соревновались мужчины в ловкости владения телом и шашкой. Друг перед другом демонстрировали ловкость.

Движения танца появлялись из боевых перекатов, приседаний и перебежек. Постепенно все эти движения оформлялись художественно и становились ритуальными перед боем. Они настраивали войско на победу. Интересно и то, что даже в бой казаки шли с песней и танцем, чем вносили сумятицу в ряды противника, морально подавляя его.

Концертные костюмы казачьих ансамблей пляски всегда состояли из стилизованной одежды XVIII века. Службу казаки несли в степи и соприкасались культуры воинственных горцев и славян. Поэтому и одежда казаков носила двойной характер. Вышивная косоворотка и шаровары из атласа соседствовали с папахой и буркой. Черкеска была такой же повседневной одеждой, как зипун. Поэтому и сценические костюмы сохранили в себе двойственность.

lewitujace

Особо надо отметить сценическую причёску танцора казака. Обязательно должны присутствовать длинные усы. На бритой голове оставляется прядь волос, которая никогда не постригается. Добавить широкие раздувающиеся парашютом в прыжке шаровары, игру света на атласной одежде и карусель из мощных танцоров, и завораживающая картина рисуется сама.

Женская половина казачьих поселений одевалась тоже своеобразно. Головные платки замужние женщины не носили. У них волосы прикрывала небольшая шапочка, шлычка. Она и вошла в сценический костюм, как наиболее удобный головной убор. В танцах кубанских казаков женщине отводилась второстепенная роль.

В танцах тоже произошло разделение. Различают славянскую и кавказскую ветвь. Соответствуют и сценические костюмы. Но в любом случае принадлежность к казачьему войску определялась по лампасам. Их расцветка, ширина и количество цветных полос были как паспорт казака. В сценических костюмах лампасы сохранились. Свободу и независимость прославляет народный танец Кубани.

Характер народных танцев

Анализируя танцы народов мира, делается вывод, что это история:

  • народа языком тела;
  • отношения полов;
  • народной культуры.

Во всех казацких танцах важное место отводится работе ног. Это и присядки, и подскоки с различным положением ног, прыжки и пробежки. По сути дела, это стилизованные военные упражнения на ловкость и владение оружием. Каждый танцор показывает сольные и групповые па.

Самым интересным в этом отношении является танец гопак. Резкие движения его сопровождаются боевыми выкриками и демонстрацией новых движений. На самом деле это не постановочный танец, импровизация. Рассказывать языком танца историю из боевой жизни своего народа пытаются не только казаки. Это мировой опыт.

Рассказывают, что если в войске зрел бунт, ставили его в круг, обносили чаркой и куренной атаман выходил в центр и начинал плясать. К нему выходили и вступали в танец согласные с ним. В конце уже всё войско танцевало и это означало согласие. Может, теперешние скачки на Майдане на Украине, означают то же самое?

Начинавшиеся как танцы воинов, позже национальные танцы не могли обойтись без участия женщин. Удаль свою надо демонстрировать благодарным подругам. Но и здесь есть различие в ведение танца. Не может быть у казаков жён скромниц. Они тоже вольных кровей. И движения женщин в танце резки и быстры, взгляд кокетлив, поигрывает подол юбки. Но знают своё место подруги, на передний план не лезут.

Гопак танец импровизация. Поэтому классическим вариантом считался танец пяти мужчин и двух женщин. Сейчас постановщик берёт столько танцоров, сколько требуется для воплощения замысла. Используя движения этого танца, в настоящее время разрабатываются приёмы борьбы, с применением танцевальных прыжков, перекатов, перехватов.

Возвращаясь к танцам народов мира и их корням можно отметить такие далёкие от нас танцы Кубы. И там слились культуры переселенцев из Китая, африканцев и испанский темперамент. В результате родился красивейший и эротический танец сальса, который так же передаёт характер кубинцев, как гопак, украинцев.

Любой народный танец несёт в себе информацию о пройденном пути общности людей. Он может поведать о национальном характере и темпераменте. Можно переписать историю, но генетическую память не уничтожить.

Poster.3_2697_image

kazachiy__27

131011140925

286207c4a5d70c286890fb4fad20a7ed

109460830_large_4882572_1328441398_7e8d5ec5cfea_resize

Материалы по теме

Культура Японии своеобразна, и непохожа на все то, что привыкли созерцать обычные люди. Причиной тому, долгая отрешенность острова от...
Шотландскими танцами называют танцы, связанные с культурой и обычаями Шотландии. У многих людей они ассоциируются с китом в клеточку и...
Турцию давно уже называют всероссийской здравницей. Доля юмора в этом утверждении велика, но по количеству отдыхающих, Турция давно уже...
Хота - народный испанский танец, красота которого подвигла великого русского композитора Глинку на создание неповторимо колоритной...
Танец издревле считается основным выражением народных традиций и творческого богатства любой нации. Русский танец можно проследить в...
Начало танцевальному искусству как способу заработать стали танцы цыганские. Считается, что цыганская народность берет свои истоки из...