Плясовая — народный танец: история и развитие

11 Декабрь 2014

В жизни, в быту и в работе наши предки находили свободное время для игр, песен и плясок. Те же гусляры, хороводницы и запевалы заметны среди людей и до сих пор. Большой популярностью, среди прочего, пользовались танцы-игры, танцы – боевые искусства и плясовая – народный танец без определенной хореографии, сковывающей движения исполнителей.

Плясовые

dibratsk_1368118559

Плясовая – народный танец с полной импровизацией без определенных танцевальных композиций. Каждый из танцоров мог выразить себя так, как ему хочется, показать все свои возможности и способности. Такой /веселый народный танец всегда являл собой полную неожиданность для зрителя, а иногда и сами танцующие не знали, что будут делать в следующий момент.

Многие из таких плясовых, мелодии которых сохранились до нашего времени, достаточно популярны в народе и сейчас, однако они не смогли избежать некоторой коммерциализации. Среди наиболее известных можно отметить такие:

  • «Барыня»;
  • «Топотуха»;
  • «Чеботуха»;
  • «Балалайки»;
  • «Валенки»;
  • «Сибирская потеха» и еще много других.

Игровые танцы

Танцы-игры или игровые танцы так называются потому, что в них ярко выражено игровое начало. В этих танцевальных движениях исполнители имитируют движения птиц и зверей, а также придают им какие-то человеческие черты характера.

В танце обязательно должен присутствовать образ. Без хореографического образа останется только набор просто движений, которые в самом лучшем случае могут послужить только как иллюстрация событий.

SONY DSC

В русских народных танцах, как правило, явно просматривается продуманное отношение к жизненным происшествиям. Само собой разумеется, что для изображения различных повадок животных, их передвижения, полета танцоры применяют определенный набор элементов, но это не просто копирование птицы или животного, а своего рода «перепляс», где фантазия и ловкость имитации берут верх над простым копированием.

Одним из важнейших условий такого танцевального образа является непременное соответствие хореографических зарисовок, движений, музыки и наряда созданию необходимого образа. Таким образом, средства выражения танца не определяются сами по себе, а как бы продолжают мысль танцора.

Пляски русских богатырей и боевые искусства

В каждой боевой русской системе (а их было, как минимум, несколько) обязательно присутствовал и свой специализированный боевой танец. К сожалению, их точные названия не сохранились до наших дней, в течение веков они изменялись и трансформировались.

Несмотря на то, что системы различались между собой, во всех их боевых танцах был один обязательный элемент – движения «вприсядку». Совокупность боевых движений в танце и «присядки» представляла собой платформу для таких танцев.

Русские воины, которые традиционно были защитниками добра от зла, светлыми воинами такой боевой пляс представлял собой место концентрации светлых сил для «борьбы со злом».

На ранней стадии формирования Руси население ее было не большим, до миллиона жителей, все общались на одном языке и дружественно относились друг к другу. С ростом численности населения появлялись обособленные группы, варьировались способы и виды боя, изменялись и когда-то одинаковые боевые танцы.

Способы боя вприсядку часто применялись пешими воинами в сражениях против конных врагов. При этом такую технику боя можно условно разделить на четыре подвида:

  • нижний уровень – кувырки;
  • нижне-средний уровень – ползунки (передвижения и бой на четвереньках или корточках);
  • верхне-средний уровень – способы боя и изменения положения стоя;
  • верхний уровень – колеса, удары в прыжке и тд.

Кувырки для нанесения ударов практически не использовались и представляли собой виды тактических перемещений, ухода от атак и перехода на более выгодные позиции.

С уровня ползунков уже можно было наносить удары или даже совершать прыжки вверх, подкрепляя атаку (оружием или руками) подсечками и другими ударами ногами. Опершись руками о землю, можно было подобрать выпавшее или отброшенное оружие, получить точку опоры для удара ногой.

Удары из положения стоя также в основном выполнялись ногами, руки богатырей были заняты оружием или щитом, позже – огнестрельным оружием.

Прыжки, кувырки, частая смена различных уровней ведения боя, неожиданные удары руками, ногами, холодным оружием из практически любого положения составляли полную боевую технику, а также являлись компонентами боевого танца.

В прыжке атаковали конных всадников, наносили удары ногами или оружием, запрыгивали на коней и бегали по их спинам. Бой в присядку был важен для упавших на землю всадников, сражающихся против многочисленного врага или даже в темноте.

konk-slavsya_otechestvo-2011_02

fs501fbd9f3f71e

1363733135_8march-084

1308042839_img_7762

1308042792_img_7687

Материалы по теме

Культура Японии своеобразна, и непохожа на все то, что привыкли созерцать обычные люди. Причиной тому, долгая отрешенность острова от...
Шотландскими танцами называют танцы, связанные с культурой и обычаями Шотландии. У многих людей они ассоциируются с китом в клеточку и...
Турцию давно уже называют всероссийской здравницей. Доля юмора в этом утверждении велика, но по количеству отдыхающих, Турция давно уже...
Хота - народный испанский танец, красота которого подвигла великого русского композитора Глинку на создание неповторимо колоритной...
Танец издревле считается основным выражением народных традиций и творческого богатства любой нации. Русский танец можно проследить в...
Начало танцевальному искусству как способу заработать стали танцы цыганские. Считается, что цыганская народность берет свои истоки из...