Душа народа живет в его культуре, а особенно – в танцах, выражающих без слов все самое главное и отличительное, присущее определенной нации. Россия отличается богатством и разнообразием танцев. Некоторым уже несколько столетий, некоторые появились не так давно. Народ, населяющий территорию современной России, знает русские танцы, названия которых у всех на слуху. Это «Сени», «Камаринская», «Воротца», «Плетень», «Четверка» и «Парная». Все танцы с такими разными названиями объединяет широта души и движений, удаль, умение радоваться жизни, гордиться своим народом, сохраняя при этом скромность.
Особенности русской пляски
Одним из видов народного танца является русская пляска. Она имеет несколько разновидностей:
- хоровод;
- пляска импровизированного характера (например, барыня или перепляс);
- пляска с заданной последовательностью фигур (например, ланце или кадриль).
Каждый район хранит свои особенности их исполнения. Отличия могут содержаться в манере танца, его характере. Название своей разновидности танца люди в каждой отдельной местности дали также свое. В этом названии обычно есть связь с наименованием тех мест. Оно может происходить от названия песни. Самый распространенный размер – 2/4 либо 6/8. По своему темпу русские пляски бывают от довольно медленных до очень быстрых. Некоторые разновидности меняют темп на протяжении одной композиции. Чаще всего темп ускоряется.
Хороводы отличаются от прочих видов русской пляски. В хоровод могут входить только женщины или только мужчины. Есть и смешанные варианты. Во время хоровода зачастую поются песни. Нередко песни ведутся в форме диалога. Движение в большинстве случаев идет по кругу.
Перепляс – это своеобразное танцевальное соревнование. Если исполняется женская партия, то движения должны быть величавыми, плавными, спокойными. Нередко в руках присутствует платочек. Мужчины же, наоборот, в переплясе демонстрируют удаль, ловкость. Движения должны быть широкими, ловкими. В мужском переплясе нередки сцены, наполненные юмором.
Хороводы
Русские хороводы пришли из глубины веков. В них хранится стремление русского народа к единению, неразрывная связь поколений. Еще во времена князя Владимира русичи водили хороводы и воспевали подвиги своих воинов, стоящих на страже мирной жизни. Во время великокняжеских пиров хороводы были одним из традиционных увеселений. Сейчас доподлинно неизвестно, с каких времен на Руси водят хороводы. В преданиях упоминаются эти пляски. Но поскольку в преданиях нет четкого указания на время происходящих событий, говорить о достоверных фактах, свидетельствующих о конкретном времени появлении этих плясок неуместно.
Источники, в которых бы четко оговаривалось, когда и в связи с чем появились первые хороводы на русской земле, утеряны. Искусствоведы, лингвисты, изучающие русские танцы, названия этих танцев, раньше считали, что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo. Это слово означало «ступаю в хоре». Но потом эта версия была признана несостоятельной. Еще один вариант происхождения данного слова заключался в двух исходных словах. Это слово choros, означающее «лик поющих, пляшущих», а также слово ago, которое переводится как «веду». Эта версия также была полностью раскритикована.
Некоторые филологи продолжают вести работу по объяснению этимологии слова «хоровод». Есть мнение, заключающееся в том, что в латинском языке присутствуют созвучные слова. В частности, такое слово встречается в IV книге Горация (7 ода, там говорится: horos ducere, фраза означает буквально следующее: «вести хоры, лики»). Версия выглядит весьма правдоподобной. Если не учитывать тот факт, что народный танец возник в среде простых тружеников. А они вряд ли читали Горация и любовались интересными созвучиями его высказываний. Разумеется, из жизни, быта и культуры греков в жизнь русских пришло очень много реалий. Произошло это вместе с распространением христианства. Но говорить с точной уверенностью о том, как и когда появился хоровод в жизни народа, сейчас нельзя.
Распространенные русские народные танцы для взрослых похожи на танцы соседних народностей. У литовцо-руссов вместо хоровода встречается корогод. Хорваты, богемцы, карпато-руссы, далматы, морлаки танцуют kolo (круг). Это славянское коло очень похоже на хоровод. Движение по кругу здесь сопровождается песнями, играми, плясками. Некоторые модификации хоровода есть и в отдельных местностях России. Например, в Тульской, Московской и Рязанской областях было принято говорить о тех, кто пошел в хоровод, что они будут «тонки водить». Слово «тонки» здесь, видимо, происходит от слова «толоки», означавшее игру, построенную на движении по кругу группы столпившихся лиц.
Русский хоровод имеет для русской души такое же значение, как и традиция играть свадьбу. В хороводе отразился восторг русского человека перед красотой природы летом, весной и осенью. В нем живет поэтическая сущность души народа, умение радоваться каждому дню, наслаждаться общением с близкими и друзьями.